НА ЗАПРАВКАХ ГОТОВЯТ НОВЫЕ ЦЕННИКИ
19:54, 19.07.2007
Источник: Известия
Очень скоро автовладельцам придется заново пересчитать свою личную инфляцию. Потому что «под шумок» роста цен на продукты владельцы заправок решили, что им тоже пора изменить ценники.
Уже и причина нашлась — рентабельность заправок упала до «критических» 20-25%. Ну не привыкли наши заправщики работать без сверхприбылей. Поэтому глава Российского топливного союза Григорий Сергиенко в среду честно предупредил нас, что уже в августе-сентябре замороженные с начала года цены пойдут вверх.
Нетрудно подсчитать, сколько зарабатывают владельцы АЗС и какой «золотой» это бизнес. Продавая сейчас бензин марки АИ-92 на московских заправках по 19,4 рубля за литр, частные владельцы покупают его оптом по 20,6-20,8 тысячи за тонну. Учитывая максимальную плотность бензина 0,75, получаем прибыль не меньше 5 тысяч рублей с тонны. В пересчете на проценты получается 24-26% минимум. Теперь о рентабельности оптовых продаж. По оценкам Российского топливного агентства, с каждой тонны оптовый продавец зарабатывает 200-300 рублей или 1-1,5%.
Много это или мало? Конечно, крупный оптовый покупатель несет меньше издержек, чем розничный продавец. Представьте, сколько нужно заплатить денег, чтобы получить место, разрешение и прочее для одной АЗС в столице?! Разумеется, издержки несравнимы. Другое дело, что это лишний раз доказывает, насколько искажен и коррумпирован российский топливный рынок, если 25% рентабельности — это нижний предел.
«Экономическая эффективность нашего бизнеса приблизилась к своему пределу, — бил в среду в набат исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. — Если тенденция роста оптовых цен сохранится, то мы к осени тоже начнем задумываться о повышении цен. Мы должны вернуться к рентабельности 25-30%».
Заметим, что 25% рентабельности — среднегодовая норма. Зимой, как правило, у частников норма прибыли зашкаливает за 50%. Выходит, крупные нефтяники могут позволить себе больше зарабатывать зимой и меньше летом, выравнивая свои доходы, а частники нет?!
Владельцы заправок, естественно, жалуются на свою нелегкую долю. Например, если раньше лицензии стоили 100 тыс. руб. для одной АЗС, то теперь — от 400 тыс. до 1 млн руб. Из-за этого цены на бензин могут подняться на 4-6%, считает глава РТС.
И все же, пока слова Сергиенко — это своего рода пробный шар. «Тенденции к повышению розничных цен в данный момент нет, — признался он невзначай. — С 1 августа будет увеличена экспортная пошлина на сырую нефть с $200 до $230, что должно немного сдержать рост цен на нефть на внутреннем рынке».
«Начались разговоры о ценах на бензин, ближе к августу о них всегда начинают говорить. Однако это скорее артподготовка. Цены могут и не взлететь», — считает Сергей Цукасов, эксперт Российской топливной ассоциации.
|