КРИЗИС РАЗВЕНЧИВАЕТ МИФ О ВЕЛИКИХ МЕНЕДЖЕРАХ
08:50, 12.11.2009
Источник: Ведомости
Кризис сильно ударил по имиджу менеджеров, пишет в своей статье, опубликованной в четверг в «Ведомостях», директор консультативной фирмы «Пятерка» Давид Шустерман. Иначе и быть не могло: слишком много средств вкладывалось в создание мифов о Великих Менеджерах, приносящих инвесторам максимальную прибыль независимо от состояния рынка. Интересно, что устойчивый миф создается без всякого учета реальности. Вера в то, что есть такие чудесные люди — менеджеры, которым можно доверить кошелек, а потом не уставая считать прибыль, не опирается ни на общественно-политическую ситуацию, ни на состояние рынка товаров и услуг, ни на рынок труда.
Менеджмент определяется как научно-практическая деятельность и подчиняется определенному количеству системных законов. Взять, к примеру, действующий во всех странах мира и в любых организациях, но постоянно забываемый в России закон Бира: «Нельзя улучшить работу организации, улучшая работу одного ее элемента». Известно также, что количество возможных воздействий на управляемую менеджером организацию неизмеримо больше, чем есть у него. Любой топ-менеджер мечтает хотя бы о малой доле тех возможностей, которые есть у командира авианосца, потому что менеджеру приходится иметь дело с людьми в гораздо большей степени, чем командиру корабля. Менеджер общается с инвестором-хозяином, подчиненными и покупателями. У каждого из этих людей есть потребности и мотивы, своя картина мира и своя правда. Успешно взаимодействовать можно тогда, когда удается эти правды как-то согласовать. Чего хочет любой инвестор? Он хочет за небольшие деньги в короткое время получить максимальную прибыль. Чего хочет топ-менеджер от подчиненного? Чтобы тот «раньше начал, позже закончил, желательно без обеда» и работал бы таким образом за небольшой оклад и без бонусов. Подчиненный хочет гарантированной занятости, максимальной оплаты труда и максимальных бонусов при минимальной нагрузке. Чего хочет от покупателя топ-менеджер? Ажиотажного спроса. Покупатель при этом хочет на грош пятаков. Эти разнонаправленные интересы менеджеру необходимо постоянно согласовывать, искать и находить компромиссы. Только в этом случае он удержится в своем кресле.
В мире и в России реально существуют менеджеры, которые работают в обычных условиях и создают эффективные организации за счет своего ума и таланта. Тем не менее менеджер — массовая профессия. Нельзя от массовой профессии ожидать массовой гениальности. В лучшем случае менеджер — это хорошо обученный профессионал с достаточным опытом работы. Мифы необходимы хотя бы потому, что дарят надежду. Кризисы возвращают нас к горькой реальности.
|