КРЕДИТЫ МОГУТ СДЕЛАТЬ БИЗНЕС ПРОЗРАЧНЕЕ
13:50, 02.10.2007
Источник: РБК.Кредит
Купить уже существующий проект намного труднее
Осваивая рынок потребительского кредитования и ипотеки, банки также активно предлагают свои услуги предприятиям малого и среднего бизнеса. Если еще год назад кредитные организации в основном задумывались о формировании своей политики в этом сегменте, то сейчас даже по обилию рекламы можно понять: конкуренция за заемщика разворачивается нешуточная.
Кредитование малого и среднего бизнеса сегодня встречается довольно часто, и практически все банки готовы его предоставлять. Но, к сожалению, в основном эти кредиты выдаются либо на развитие бизнеса, либо на закупку различного оборудования, либо на какие-либо другие нужды юридического лица или частного предпринимателя...
Если же вы хотите купить уже существующий проект, сделать это будет намного труднее, так как мало кто сейчас кредитует подобным образом. Свое мнение на этот счет высказывает Владислав Разумов, директор корпоративного банка «Мой банк»: «Думаю, что такого рода кредит взять можно, но это не будет рыночной сделкой. Ни сам продукт, ни процедуры, с ним связанные, пока не стали массовыми, и вряд ли это скоро произойдет. Одна из основных причин – невысокая прозрачность бизнеса в целом. Банки, вследствие своей зарегулированности, предпочитают залоги более «операбельные», которые проще оценить и взыскать. Но и в этих условиях такой продукт может быть перспективен, как и кредитование под залог бренда, например».
Практически все ведущие банки РФ, предлагает кредиты среднему бизнесу под залог ценных бумаг (государственные и корпоративные ценные бумаги), а также гарантии и поручительства третьих лиц (финансово-устойчивых предприятий и организаций из субъектов Российской Федерации). При этом необходимо понимать, что оценка пакетов таких ценных бумаг, если они мало ликвидны, может показаться получателю кредита неоправданно низкой. Это же справедливо и в том случае, если компания хочет предложить в залог пакет бумаг, предоставляющих собой право собственности на весь или часть бизнеса кампании.
«Стандартных же продуктов для клиентов «с улицы» у «больших» банков, насколько мне известно, нет», – говорит Алексей Клецко, управляющий директор блока Розничного Бизнеса Банка Москвы. В лучшем случае покупатель сможет договориться не с банком, а с каким-нибудь Business Angel или (если бизнес сравнительно большой) с Private Equity Fund на промежуточный заем, чтобы очень быстро после оформления прав на владение его погасить и оформить «нормальный» кредит под залог материальных активов, продолжает эксперт.
«Понятно, что покупатель – физическое лицо в данном случае должен обладать заметной репутацией по развитию бизнеса (и наличию активов). Основная проблема такого рода займов «под бизнес» в том, что банку нужна определенная степень уверенности в возврате, а финансовая отчетность без детального Due Diligence гарантом служить не может. Due Diligence вещь дорогая, да и за 3–4 дня проверить все, что нужно, в средних размере бизнеса практически невозможно», – резюмирует Алексей Клецко.
Аналитики отмечают, что суммы займов по малому и среднему бизнесу будут постепенно увеличиваться, кроме того, будут удлиняться сроки кредитования. Как известно, эти параметры, а также процентная ставка во многом зависят от качества самого заемщика. Выдавая те или иные виды кредитов, банкиры вынуждены руководствоваться принципом «чем больше риски, тем выше ставки». Поэтому повышению эффективного сотрудничества между банками и бизнесменами должно способствовать и увеличение прозрачности отечественного бизнеса – ведь при этом условии кредитным организациям проще будет оценить надежность потенциальных заемщиков и предоставить им кредиты без завышения ставок.
МАКСИМ КАЗАКОВ
|