ОСОБЕННОСТИ ВЗЫСКАНИЯ ДОЛГОВ С НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ
18:54, 09.10.2007
Источник: РБК.Кредит
Принципы работы коллекторов с банковскими должниками
Сегодня, когда кредиты становятся все доступнее, очень многие наши соотечественники не рассчитывают свои силы и занимают у банка сверх своих возможностей. А когда приходит время выплат по кредиту, заемщики, осознавая, что платить, собственно, нечем, начинают скрываться. Банк просрочек платежей не прощает и иногда присылает к клиенту коллекторов – профессионалов по возврату долгов.
Артур Александрович, генеральный директор долгового агентства «Пристав», рассказывает, что коллекторский бизнес в России появился около трех лет назад. Основной причиной этого, по его словам, стало увеличение темпов и объемов розничного кредитования и, как следствие, возникновение необходимости в грамотном управлении проблемными активами.
Первым коллекторским агентством в России стало ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн», основанное в 2004 году. Его выход на рынок по работе с «плохими заемщиками» послужил толчком для появления и других компаний, специализирующихся на взыскании просроченный банковской задолженности. В то же время сами банки начали создавать внутренние отделы или родственные структуры по взысканию задолженностей. Алексей Козырев, заместитель генерального директора ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн», рассказывает, что основными предпосылками для появления рынка коллекторских услуг стали рост объемов кредитования и последовавший за ним рост объемов просроченной задолженности.
По словам Сергея Рахманина, президента Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса, на сегодняшний день в России насчитывается около 80–90 коллекторских компаний. «Наиболее эффективными являются те, кто оказывает полный спектр услуг, начиная с телефонных обзвонов и личных встреч с должником и заканчивая судебным преследованием злостных неплательщиков, – отмечает он. – При этом важным моментом является наличие широкой филиальной сети и партнерских связей во многих регионах России, что помогает более эффективно работать с должниками».
Аналитики объясняют стремительный рост коллекторских компаний тем, что в последнее время и охранные, и юридические фирмы стали выделять коллекторскую работу в отдельное направление деятельности.
Те, кто все-таки по каким-то причинам задолжал банку, должны осознавать, что кредиторы рано или поздно передадут неплательщиков коллекторам, поэтому будет полезно понять, по какой схеме работают компании по возвращению долгов.
Алгоритм взыскания задолженности, по словам Алексея Козырева, представляет четкую технологию. «Связываемся с должником, выясняем причину просрочки. Если должник не уклоняется от погашения задолженности, мы проводим с ним переговоры и договариваемся о погашении долга. Если причины невозврата долга действительно носят объективный характер, то мы можем по предварительному согласованию с кредитором дисконтировать либо реструктурировать долг (увеличить срок выплаты, дисконтировать штрафы или проценты и т.д.). Если же договориться с должником не удается, мы передаем дело в суд, осуществляем сопровождение судебного процесса, инициируем и контролируем ход исполнительного производства. Самое главное – определить настоящую причину неплатежа и помочь должнику расплатиться в случае реальных материальных затруднений», – рассказывает коллектор.
Артур Александрович заявляет, что его фирма не борется с неплательщиками, а помогает им найти оптимальный выход из затруднительной финансовой ситуации, в которой они оказались в силу различных причин (полная или временная утрата дееспособности, изменение финансовой ситуации и т.д.). «Наши специалисты подробно разъясняют неплательщикам условия кредитного продукта, помогают составить график платежей, перенаправить денежные потоки, то есть выступают в роли финансовых консультантов», – говорит генеральный директор долгового агентства «Пристав».
Алексей Козырев добавляет, что методы взыскания задолженности и работы с должниками обсуждаются коллекторским агентством с каждым клиентом на этапе подписания договора. «Для различных типов долгов и различных клиентов мы разрабатываем различные стратегии взыскания, – поясняет он. – В данном случае очень важны партнерские отношения с клиентом: ведь именно клиент определяет задачи агентства при взыскании. Таким образом, при взыскании одних долгов наилучшим способом являются письменные коммуникации с должником, для других телефонные переговоры, а для третьих подойдут только личные встречи. Но в любом случае мы видим своей задачей установление контакта с должником, выяснение реальных причин неплатежа и помощь должнику в поиске выхода из сложившейся ситуации. Нередко нам удается превратить должника в обычного заемщика, вернув его в график платежей, что также очень важно для банка».
По словам Артура Александровича, сегодня взыскание проблемной задолженности для банков не является профильным видом деятельности, соответственно, работа с должниками далеко не во всех банках ведется эффективно. Сергей Рахманин считает, что в большинстве банков работа с неплательщиками в основном заключается в телефонных звонках с напоминанием об оплате кредита, а в коллекторских компаниях, помимо обзвона и рассылки писем с уведомлением, еще проводятся и личные встречи с должниками, что является хотя и наиболее затратным методом, но приносящим наилучший результат. «Профессиональный коллектор – очень часто психолог, юрист и экономист в одном лице. При этом не стоит забывать, что коллекторская компания работает за процент от возвращенной задолженности, что является хорошим стимулом к высококачественной работе, в отличие от банков, где сотрудники сидят на окладе», – подчеркивает он.
По мнению аналитиков, со временем практика продажи «плохих долгов» коллекторским агентствам в России будет становиться все более распространенной, однако для этого рынок должен подрасти и с экономической, и с психологической точки зрения.
ЛЮДМИЛА ВИНОГРАДОВА
|