НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЗАЕМЩИКОВ БУДЕТ РАССМАТРИВАТЬ СОГЛАСИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
17:54, 16.01.2008
Источник: Коммерсантъ
Роспотребнадзор и Ассоциация российских банков (АРБ) предлагают банкам новый формат разрешения споров по вопросам нарушения прав заемщиков. Теперь участники рынка смогут решать проблемы с госорганами не в суде, а в трехсторонней согласительной комиссии на федеральном уровне. Реализация этой инициативы должна сократить количество судебных разбирательств и уменьшить издержки крупных многофилиальных банков.
О новой инициативе Роспотребнадзора и АРБ "Ъ" рассказал исполнительный вице-президент банковской ассоциации Андрей Емелин. Ее детали уже согласованы с Роспотребнадзором. "Банкам, имеющим значительное количество претензий от теруправлений Роспотребнадзора в разных регионах, дадут новый инструмент быстрого внесудебного разрешения споров,-- пояснил господин Емелин.-- Они смогут инициировать созыв трехсторонней комиссии на федеральном уровне с участием представителей банка, АРБ и центрального аппарата Роспотребнадзора. Эта комиссия будет принимать окончательное решение о том, прав или не прав банк в отношениях с заемщиками в той или иной ситуации". В дальнейшем решение комиссии будет обязательным к применению всеми теруправлениями Роспотребнадзора.
Новый механизм разрешения спорных вопросов о правах потребителей разработан в рамках подписанного в сентябре между АРБ и Роспотребнадзором соглашения о сотрудничестве. Тогда глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявлял, что цель сотрудничества -- "реагировать в режиме упреждения на те вопросы, которые возникают у Роспотребнадзора во взаимоотношениях с банковской системой". По замыслу авторов идеи, ее реализация позволит уменьшить количество судебных разбирательств банков с управлениями ведомства.
Роспотребнадзор ведет активную судебную дискуссию с банкирами: в прошлом году в судах рассматривались десятки дел о нарушении банками прав заемщиков. Многие теруправления Роспотребнадзора имеют собственную позицию относительно применения к банкам норм закона о защите прав потребителей. В результате судебная практика носит крайне противоречивый характер: в прошлом году ряд банков выиграли суды у Роспотребнадзора в Москве, а в регионах суды принимали решения в пользу ведомства. Итогом противоречивой судебной практики, по словам экспертов, стало то, что крупные многофилиальные банки несут значительные судебные издержки.
"Новая инициатива АРБ позволит наладить конструктивный диалог банков с Роспотребнадзором, и в первую очередь в регионах,-- заявил "Ъ" замдиректора департамента правового обеспечения Хоум Кредит энд Финанс банка Александр Гонтаренко.-- Это поможет снизить количество проверок и споров с этим госорганом". В то же время от более подробных комментариев банкиры предпочли воздержаться до получения практических результатов инициативы.
По мнению независимых юристов, новый формат отношений чиновников и банков будет способствовать разрешению конфликта между ними. "В силу отсутствия других действенных инструментов, трехсторонняя согласительная комиссия на федеральном уровне представляется потенциально действенным шагом",-- считает партнер юридической компании "Вегас лекс" Альберт Еганян. Впрочем, по его мнению, все будет зависеть от гибкости федерального Роспотребнадзора. В любом случае, это позволит унифицировать деятельность региональных подразделений ведомства и, соответственно, уменьшить судебные издержки банков. По словам господина Еганяна, подобные инструменты урегулирования споров с участниками рынка уже применяются другими госорганами, в частности ФНС.
В то же время ряд экспертов указывает на малую эффективность согласительных комиссий. "В моей практике обжалования решений подразделений госорганов в вышестоящих структурах руководство отменяло решения подчиненных в 0,1% случаев,-- говорит адвокат Сергей Романов.-- Дело в том, что именно руководство обычно является источником новых трактовок закона. Вспомните затею УФНС по Москве о том, что максимальный объем возмещений НДС столичными инспекциями "в одни руки" не должен превышать 5%".
|