В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ СЛУШАЕТСЯ БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЕ ДЕЛО ЗАЕМЩИКА К БАНКУ "РУССКИЙ СТАНДАРТ"
16:16, 20.02.2008
Источник: Bankir.Ru
38-летняя Елена Корягина намерена доказать, что банк не имеет права требовать с клиентов так называемые "скрытые комиссии".
Таких, как Елена, в России миллионы. В 2005 году Корягина решила купить в кредит стиральную машину. В магазине бытовой техники ей заявили, что работают с "Русским Стандартом". Вариантов не было. А через некоторое время Корягиной как добросовестному плательщику пришла кредитная карта "Русского Стандарта".
- На карте был лимит в 50 тысяч рублей, - говорит Елена. - Я потратила их в три приема, покупала материалы для ремонта квартиры. Думала, что пользование картой происходит на тех же условиях, о которых мне говорили: 24% в месяц плюс основной долг - 2 тысячи рублей в месяц.
Но через несколько месяцев Елена сделала для себя удивительное открытие: сумма кредита практически не уменьшалась, хотя она исправно вносила платежи.
- Деньги уходили как в бездну, - признается она. - Я пошла в банк.
Там ей объяснили: есть не только проценты, но и комиссии за ведение счета, за что-то еще. В итоге оказалось, что из 2 тысяч на погашение долга уходит всего... 200 рублей в месяц. А за один день обслуживания счета банк начисляет 2% от всей суммы.
- Я поняла, что с этим кредитом не расплачусь вовек, - говорит Елена.
Когда Корягина отправилась с жалобой в Роспотребнадзор, она была удивлена, сколько там было ее "товарищей по несчастью". Но ни им, ни Лене в Роспотребнадзоре помочь не смогли. Тогда Елена обратилась в мировой суд. Она просила признать договор с банком недействительным.
- В договоре моей подзащитной не указана сумма кредита, - говорит адвокат Елены Диана Кегелес. - А раз так, то он считается не заключенным.
Решение суда было беспрецедентным за всю практику взаимоотношений российских заемщиков и банков. Судья Сормовского мирового суда поддержала требования Елены. Вдобавок "Русский Стандарт" обязали выплатить Корягиной компенсацию морального ущерба в размере 2 тысяч рублей - столько, напомним, Лена отдавала каждый месяц банку. Но "Русский Стандарт" не сдавался без боя.
18 февраля по делу Корягиной заседал районный суд. Туда пришли даже свидетели - такие же заемщики и держатели пластиковых карт "Русского Стандарта". Одна из свидетельниц доказывала: об условиях кредита они узнали только после того, как поставили подписи в договоре с банком. Тем не менее суд заемщиков не пожалел.
- Сегодняшнее решение говорит о том, что наша позиция законна, - считает представитель "Русского Стандарта" Тимур Измайлов.
Но Корягина сдаваться не собирается. Она уже вернула банку более 50 тысяч. Но все равно осталась должна ни много ни мало 48 тысяч. Они набежали как раз за счет скрытых комиссий.
- Я слышала по радио выступление председателя Нижегородского отделения Центробанка Станислава Спицына, - говорит Елена. - Он заявил, что, вводя в заблуждение своих клиентов, банки тем самым способствуют тому, чтобы заемщики повышали свою финансовую грамотность. Так вот, я считаю, что это слишком высокая цена.
Елена работает финансовым консультантом в страховой компании, одна растит двоих детей.
- Я все равно эти деньги выплачу, - говорит она "Известиям". - Стану заниматься репетиторством со студентами. Но для меня теперь отстоять свои права дело принципа. Если бы Елена брала кредит сегодня, ей следовало бы знать главное. С 1 июля 2007 года Центробанк обязал все банки раскрывать эффективную процентную ставку - то есть еще до подписания договора показывать клиентам, сколько они будут платить по кредиту в целом, включая комиссии, обслуживание счета и т.д. Информацию эту надо требовать.
Потому что многие банки ее не хотят показывать до сих пор.
|