Власти областного центра в условиях кризиса и дефицита бюджета решили поразительно щедро профинансировать муниципальные автономные учреждения (МАУ). На их субсидирование заложено 300 млн рублей. При этом порядок функционирования МАУ документально не прописан. Остается загадкой и то, сколько автономных учреждений в Самаре планируют создать в 2010 году. Для сравнения: за 2009 год чиновники успели оформить лишь два МАУ.
Согласительная комиссия по бюджету Самары 2010 года завершила свою работу на прошлой неделе, о чем и отчиталась перед членами комитета по бюджету и налогам Самарской городской думы. На заседании комитета «всплыл» любопытный факт: 500 млн рублей чиновники намеревались направить на финансирование работы МАУ, но в ходе работы согласительной комиссии эти расходы были сокращены до 301,2 млн рублей. При этом основная часть средств будет направлена на заработную плату сотрудникам и закупку канцелярских принадлежностей.
Депутат Галина Вадченко попросила чиновников обосновать порядок субсидирования. «Я не согласна с предоставлением субсидий без установленного порядка финансирования, постановления мэра о создании учреждений, утверждения штатного расписания и сокращения сотрудников муниципальных предприятий для перевода на работу в МАУ», - заявила она.
Коллегу поддержал депутат Михаил Анисимов. «До сих пор не сформирована штатная численность МАУ, - отметил он. - Не понятно даже, на финансирование каких именно МАУ будут направлены деньги в 2010 году, поскольку не представлен перечень планируемых к созданию учреждений».
Ответ руководителя департамента финансов Дмитрия Войнича был кратким. «Процесс формирования бюджета весь состоит из подобных вопросов», - философски заметил он. В целом представители администрации на вопрос депутатов о планах по созданию МАУ заявили, что пока не готовы сказать, когда и сколько автономных учреждений появится в Самаре.
«Глава города запланировал создать МАУ на 300 млн рублей с учетом зарплат и остальных расходов, - прокомментировал ситуацию руководитель правового управления Самарской гордумы Андрей Борисов. - Сумма же не «с потолка» появилась, значит, есть для нее обоснование. Но депутаты сомневаются и в том, что деньги будут освоены, и в целесообразности создания МАУ вообще».
Сейчас в Самаре создано только два МАУ: «Управление капитального строительства» и «Агентство экономического развития». «На подходе» создание и третьего МАУ – «Ритуал». На открытии МАУ с последующей ликвидацией МП «Самарагорсвет» настаивает и его директор Алексей Офицеров. При этом основной задачей он ставит «получение денег на выполнение работ напрямую, а не через демпинг, с которым часто приходится сталкиваться на аукционах».
Эксперты не видят острой необходимости в создании МАУ в Самаре. «Есть право главы создавать МАУ, и есть норматив по зарплате чиновников, в который город не укладывается, - полагает Борисов. - Скорее всего, цель этого – часть работников администрации формально перевести в МАУ.
Но, по сути, это перекладывание средств из одного кармана в другой. Насколько это обосновано и правильно - другой вопрос». По мнению адвоката коллегии «Самара-Адвокат» Александра Паулова, формирование МАУ «больше нужно не городу, а конкретным должностным лицам».
Право на МАУ
МАУ могут быть созданы как на базе МП и МУ, так и самостоятельно. «Есть несколько путей: как и любое юридическое лицо, МАУ может быть образовано и в результате создания, и в результате реорганизации», - поясняет директор консалтинговой компании S.D.A.-Group Дмитрий Яровой.
Согласно закону, основная задача МАУ - оказание услуг населению в различных сферах. Эти функции обозначаются в виде муниципального заказа, выполняются без проведения конкурсов и субсидируются из местного бюджета. В отличие от МП, МАУ - некоммерческие организации. Но это не запрещает им, помимо обслуживания нужд муниципалитета, зарабатывать, например, на платных услугах. МАУ не являются собственностью города, хотя муниципалитет выступает их учредителем и назначает руководство в них.
МАУ самостоятельны в ведении финансово-хозяйственной деятельности и не обязаны, в отличие от МП, делать отчисления в бюджет со своей прибыли, помимо уплаты налогов. «Жесткой необходимости отчислять прибыль собственнику у них, по закону, нет, - отмечает Дмитрий Яровой. - Но при распоряжении имуществом, переданным учредителем в МАУ, без собственника не обойтись».
Контроль над деятельностью МАУ все же предусмотрен. По словам заместителя руководителя КСП Тольяттинской городской думы Ольги Макеевой, «контрольный орган думы вправе проверять МАУ на предмет расходования бюджетных средств и содержания муниципального имущества, переданного в оперативное управление».
Предвыборная автономия
Учитывая специфику функционирования МАУ, эксперты считают, что 300 млн рублей на их субсидирование - очень много. К примеру, в Тольятти и Жигулевске (городах, где тоже созданы МАУ) масштабы субсидирования далеки от самарских. За 9 месяцев 2009 года субсидии выделялись тольяттинским МАУ «Голосова, 20» и МАУ «Дилижанс» в размере 1,5 млн рублей и 2,2 млн рублей соответственно.
Но Александр Паулов не удивлен такой щедростью властей Самары. «Ничего нового в этой схеме нет, - считает он. - 300 млн рублей - неплохая сумма, которую можно будет использовать в нужном направлении.
Ведь все понимают, что остался год, сенокос заканчивается, надо косить дальше, вот и торопятся».
Юрист коллегии адвокатов «Литис» Олег Казачек отмечает, что, закладывая 300 млн рублей на МАУ, которые вряд ли будут освоены, власти Самары могут создавать определенный резерв для перераспределения в канун выборов. К примеру, на финансирование подконтрольных СМИ. «Закладывается возможность для торговли и разговора с депутатами, - полагает эксперт. - Я думаю, это будет предметом торга перед избирательной кампанией».
С новым «Потенциалом» Санация кредитной организации вступила в заключительную стадию
В четвертом квартале 2008 года банк «Потенциал» серьезно пострадал в результате кризиса ликвидности. Чтобы предотвратить усиление паники,...