ИНТЕРНЕТ-АДРЕС ФИНАНСОВ Версия для печати ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ 


  ГЛАВНАЯ » ОБЗОР ПРЕССЫ


КОМАНДА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
12:13
12.01.2010
Читайте в свежем номере газеты
"ВЕДОМОСТИ"
ВЕДОМОСТИ от 12.01.2010

В конце прошлого года Счетная палата завершила проверку эффективности расходования «АвтоВАЗом» госпомощи на 25 млрд руб. Эти деньги завод получил из бюджета через одного из своих крупнейших акционеров — госкорпорацию «Российские технологии» в июне. В течение нескольких недель деньги были потрачены на выплаты банкам и поставщикам предприятия. Проверка проходила в октябре — ноябре 2009 г., Счетная палата рассматривала работу «АвтоВАЗа» в 2008-2009 гг. Отчет (копия имеется у «Ведомостей») был утвержден коллегией ведомства 18 декабря.


Источники проблем

Продажи «АвтоВАЗа» начали падать в ноябре 2008 г. (см. график на стр. 08). А еще 11 октября 2008 г. тогдашний президент предприятия Борис Алешин и председатель его совета директоров, гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов написали письмо премьер-министру Владимиру Путину с просьбой предоставить заводу из бюджета 26 млрд руб., говорится в отчете Счетной палаты. Это «соответствует двухмесячному обороту компании», констатируют аудиторы. Деньги предполагалось потратить на «погашение просроченной задолженности поставщикам, погашение биржевых облигаций, векселей», а также на «частичное покрытие затрат по простою в январе — феврале 2009 г. в размере 1 млрд руб.».

30 марта правительство одобрило выделение «АвтоВАЗу» госпомощи на сумму 25 млрд руб. А днем позже совет директоров предприятия одобрил антикризисный план, говорится в отчете. Документ предусматривал решение трех блоков вопросов: восстановление ликвидности, выход на уровень операционной рентабельности и разработку стратегии долгосрочного развития «АвтоВАЗа».

Господдержка позволила бы «АвтоВАЗу» сохранить «оборотные средства и средства для развития производства, за счет чего удержать свою долю на рынке (даже в условиях общего падения спроса), а также избежать массовых увольнений <...> персонала» предприятием и его поставщиками, говорится в отчете. При этом Минпромторг прогнозировал, что бюджетные вливания и общие меры поддержки автопрома позволили бы автогиганту реализовать дополнительно 250 000 машин. Но этого не произошло, констатируют аудиторы.

Руководство «АвтоВАЗа» тем временем реализовывать антикризисные меры не спешило. С опозданием сокращалось производство машин, что стало причиной затоваривания. Остатки автомобилей на складах выросли с 17 000 на начало 2008 г. до 102 000 на начало 2009 г., говорится в документе. Да и при выборе базового сценария развития ситуации в 2009 г. была допущена ошибка. Еще в марте 2009 г. предполагалось, что продажи «АвтоВАЗа» составят 669 000 машин (падение на 22% к 2008 г.), но уже к концу года стало понятно, что они будут как минимум на 40% ниже.

У компании резко выросла потребность в оборотных активах — на 19 млрд руб. в 2008 г. и на 5,1 млрд руб. в течение первых трех кварталов 2009 г. Ее «АвтоВАЗ» стал восполнять за счет увеличения кредиторской задолженности: она выросла с 24,7 млрд руб. в начале 2008 г. до 62,7 млрд 1 октября 2009 г. (с учетом 25 млрд руб. госпомощи), отмечается в отчете Счетной палаты.

Но мартовская антикризисная программа оказалась неэффективной. Например, задача частичного снижения запасов была решена не за счет мер по стимулированию продаж, а за счет полной остановки завода в январе и августе. Простои обошлись «АвтоВАЗу» в 7,7 млрд руб., говорится в отчете.

Не оправдалась и ставка на завоевание рынков Урала, Сибири и Дальнего Востока: предполагалось, что из-за введения запретительных пошлин на подержанные иномарки местные жители будут более благосклонны к продукции «АвтоВАЗа», но в этих регионах падение продаж в первых трех кварталах 2009 г. было даже больше, чем в целом по России, — 51% против 44%. Безрезультатными оказались надежды и на увеличение госзаказа (в 2009 г. в рамках госзаказа было продано 14 059 Lada — в 2,8 раза меньше, чем годом ранее) и рост корпоративных продаж (результаты отсутствуют, говорится в отчете СП).

Из-за завышенного прогноза продаж поехали все финансовые показатели предприятия. Базовый сценарий предполагал, что в 2009 г. выручка «АвтоВАЗа» составит 136 млрд руб. А за счет повышения цен на Lada на 8% или введения переменной маржи для стимулирования дилеров — вырастет до 159 млрд руб. при соответствующем росте расходов со 151 млрд до 154 млрд руб. В реальности за январь — сентябрь выручка составила лишь 61 млрд руб., а расходы — 66 млрд руб. Лишь в сентябре совет директоров «АвтоВАЗа» признал, что ряд предложенных в антикризисной программе мер исполнить невозможно, в том числе повысить цены на автомобили. Таким образом, все запланированные мероприятия не были исполнены либо не дали существенного эффекта, а задача восстановления рентабельности была провалена, констатирует Счетная палата.

Планы долгосрочного развития «АвтоВАЗа» тоже оказались под вопросом. Антикризисная программа предусматривала выделение в течение четырех лет 115 млрд руб. инвестиций, самым дорогим проектом (24 млрд руб.) стала разработка и постановка на конвейер автомобиля C-класса. Вторым по объему затрат был проект по запуску производства автомобилей на базе платформы RF-90, купленной у Renault, — 13 млрд руб. В июле объем инвестпрограммы был скорректирован до 80 млрд руб., а в сентябре — до 33,9 млрд. Эти деньги предполагалось получить из внешних источников, но в программе они не были определены, отмечается в отчете Счетной палаты. На конец прошлого года инвестпрограмма фактически не финансировалась, говорится в отчете.

Приобретение лицензии у Renault, как выяснила Счетная палата, содержит существенное ограничение: даже если «АвтоВАЗ» за свой счет улучшит выпускаемые по лицензии машины, права на эти улучшения все равно останутся за французским автоконцерном. Зачем это было сделано, представители «АвтоВАЗа» и Renault рассказать не смогли.

«АвтоВАЗ» слишком поздно начал заниматься реализацией долгосрочных планов — лишь в середине 2009 г., когда предприятие уже находилось в кризисе, а госпомощь была получена. Так, например, уже новый менеджмент начал работать над повышением качества продукции лишь в октябре 2009 г., хотя количество выявляемых дефектов за первые три месяца эксплуатации составляло 306 для Lada Priora и 268 для Lada Kalina, при том что для лучших марок в этом классе этот показатель равен 20, отмечается в отчете СП. Осенью же с государством были согласованы планы по сокращению персонала предприятия с 94 000 до 72 000 человек.

Представители «Ростехнологий» и Алешина и директор «АвтоВАЗа» по внешним связям Игорь Буренков не стали комментировать результаты проверки.

Чиновник Минфина рассказал «Ведомостям», что при принятии решения о выделении помощи «АвтоВАЗу» его антикризисные инициативы действительно рассматривались, но практически никакого значения это не имело. «Решение было политическим, просто заводу необходимо было помочь», — утверждает он. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков в декабре комментировать результаты проверки не стал, вчера с ним связаться не удалось.

Главная ошибка менеджмента «АвтоВАЗа» действительно состояла в том, что компания не стала снижать объемы производства, несмотря на начавшееся в IV квартале 2008 г. падение продаж. Из-за этого ее склады оказались затоварены, а долг перед банками и поставщиками резко вырос, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Она отмечает и факт девальвации рубля, случившейся в I квартале 2009 г. Менеджмент «АвтоВАЗа» наверняка рассчитывал, что благодаря этому получит преимущество перед иностранными конкурентами, рассуждает Сахнова. Но в реальности рубль опять начал укрепляться, а иностранные автопроизводители все первое полугодие распродавали машины, завезенные еще в 2008 г. Это и стало одной из главных причин снижения спроса, полагает она. А второй главной ошибкой менеджмента «АвтоВАЗа» Сахнова назвала плохую работу со сбытом: из-за недостаточной поддержки дилеров начались их банкротства, в том числе «АвтоВАЗ» после банкротства «Инком-авто» и «Элекс-полюса» практически потерял крупнейший для него московский рынок. Если бы не это, продажи могли бы быть на 100 000 Lada больше, резюмирует она.



ОБЗОР ПРЕССЫ ЗА 12 ЯНВАРЯ 2010
КАЛЕНДАРЬ
    
ПнВтСрЧтПтСбВс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  АКТУАЛЬНЫЕ ОБЗОРЫ ПРЕССЫ



  КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ   [всего: 0]


Оставить комментарий
Ваше имя:

Комментарий:


РЕКЛАМА




РЕКЛАМА GOOGLE




НОВОСТИ
  Набиуллина: отток капитала из РФ в апреле составил 4,6 млрд долларов // 12:11 23 мая
  Группа ВТБ начнет интеграцию бизнеса со «слияний» в региональной сети // 12:11 23 мая
  Греф: Сбербанк не будет работать в Крыму в качестве российского банка // 12:10 23 мая
  Стоимость корзины колеблется в узком диапазоне на открытии торгов // 12:09 23 мая
  Суд принял прецедентное решение в пользу VIP-вкладчиков Мастер-Банка // 12:09 23 мая
  Сбербанк снова обсуждает с MasterCard и Visa возможности создания кобейджинговых карт // 17:46 22 мая
  Улюкаев: общий объем докапитализации банков РФ может составить 200—300 млрд рублей // 17:45 22 мая
  Биржевые торги в РФ открылись ростом // 17:44 22 мая
  Источник: депутаты хотят убрать из закона об НПС требования об обеспечительном взносе Visa и MasterCard // 17:44 22 мая
  Сухов: в Мособлбанке могло существовать спецподразделение по фальсификации отчетности // 17:43 22 мая

СТАТЬИ


С новым «Потенциалом»
Санация кредитной организации вступила в заключительную стадию В четвертом квартале 2008 года банк «Потенциал» серьезно пострадал в результате кризиса ликвидности. Чтобы предотвратить усиление паники,...


ИНТЕРВЬЮ

«Процесс покупки-продажи прав собственности оживляет рынки»
Интервью с Дмитрием Кузнецовым

АНАЛИТИКА
  Обзор рынков от ITinvest
// Аналитический материал от 17 августа
  Обзор рынков от Nettrader.ru
// Аналитический материал от 06 июля
  Обзор рынков от Nettrader.ru: Незначительные колебания на валютных рынках
// Аналитический материал от 06 июля
  Обзор рынков от ИК ФИНАМ
// Аналитический материал от 29 июня

ОБЗОР ПРЕССЫ

  «Если курс не изменится, российскую экономику ждет потерянное десятилетие»
// ВЕДОМОСТИ от xx.xx.2008
  ВТБ воспитывает клиентов и акционеров
// ВЕДОМОСТИ от xx.xx.2008
  Банки могут взять у ЕЦБ еще 1 трлн евро
// ВЕДОМОСТИ от xx.xx.2008
  Чехия и Британия решили не вступать в бюджетный пакт ЕС
// ВЕДОМОСТИ от xx.xx.2008
Логин
Пароль
запомнить меня
ОПРОС
Чего не хватает самарским порталам и, в частности, sDengami.Ru?
  свежей информации
  онлайн-общения
  разных "примочек"
  рекламы на улице
      отзывов: 120


© 2007-2013 sDengami.Ru

При использовании материалов сайта, прямая обратная ссылка обязательна

Все используемые в текстах товарные знаки и логотипы компаний являются собственностью их законных владельцев.

О проекте     Реклама     Контакты     Партнеры

Яндекс цитирования

sDengami.RuНовости  |  Аналитика  |  Обзор прессы  |  Статьи  |  Интервью  |  Банки  |  Банкоматы и ПВН  |  Лизинговые компании  |  Карта Самары  |  Обмен валюты  |  Вклады  |  Кредиты  |  Кредитные карты  |  Автокредит  |  Ипотека  |  Кредиты бизнесу  |  Денежные переводы  |  Депозитный калькулятор  |  Кредитный калькулятор  |  Кредит-тест  |  Депозиты  |  Все кредиты  |  Все депозиты  |  Форум  |  Полезная информация  |  Вопрос-Ответ  |  Работа  |  Всякое

Создание портала —
Студия Новация
Рейтинг@Mail.ru