Аркадий Дворкович призвал поверить в реальность задач, поставленных Путиным и Медведевым
На прошедшем вчера заседании Столыпинского клуба, созданного под эгидой «Деловой России», обсуждали грядущую смену парадигмы экономического развития. Звучит несколько странно, если вспомнить, что главный политический лозунг 2008 года и по крайней мере ближайших лет - преемственность. Но все становится на свои места при уточнении: речь идет прежде всего о смене сценария экономического развития страны - от инерционного к инновационному.
Окончательную ясность внес принимавший участие в заседании глава экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. Он считается одним из главных соавторов как текста выступления Владимира Путина на последнем заседании президиума расширенного Госсовета, так и красноярской речи Дмитрия Медведева. Все просто: без пройденного за восемь последних лет пути были бы нереальны новые установки.
Центральные среди них: мотивация к инновационному поведению всех, начиная от граждан России и заканчивая бизнесом и государством; «кратный» (Дворкович не сказал "четырехкратный", как это было в выступлении Путина) рост производительности труда; равные возможности как в бизнесе, так и - шире - в самореализации каждого.
Дворкович признал, что пока ничего этого нет, и поэтому первая массовая реакция на выступления Путина и Медведева - неверие в реальность поставленных задач. Надо отдать Дворковичу должное: он самокритично вспомнил, что в свое время и сам не верил в возможность удвоения ВВП за 10 лет. И объяснил свое участие в заседании клуба: сейчас важно переломить это неверие и взяться за конкретную работу. В частности, по его подсчетам, для успешного решения амбициозных задач потребуется подготовка 30 новых законов, и чем раньше они будут готовы, тем лучше.
Здесь возникают два замечания. Во-первых, хотя Дворкович вскользь упомянул, что на некоторых примерах реальность поворота экономической политики и достижение ее заявленной эффективности доказаны, эти примеры он не расшифровал. В связи с чем само обращение к категориям веры при обсуждении прежде всего экономических проблем оставляет странное послевкусие («верую, ибо абсурдно»). Во-вторых, Дворкович признал, что среди «неверующих» есть и федеральные ведомства. Они опять не были названы, но понятно, что одно из них - точно Минфин, который как не поддерживал предложения по снижению налогового бремени или замену НДС налогом с продаж (один из механизмов поворота экономической политики, за который выступают и Путин, и Медведев), так и не поддерживает сейчас. Второе ведомство «Газета» уже называла - это МЭРТ, который по сравнению с Путиным гораздо скромнее в оценках роста производительности труда и несколько смелее в оценках перспектив приватизации. Отметив фронду правительственных ведомств, Дворкович несколько зловеще пошутил: «А мы еще посмотрим, нужны ли такие ведомства».
Глава «Деловой России» Борис Титов назвал главный двигатель нового экономического роста. Это уже не крупные, и прежде всего сырьевые, компании, а, как он выразился, «широкий бизнес». Его логика в том, что инновационный рост могут в первую очередь обеспечить малые и средние предприятия в перерабатывающих отраслях и в новой экономике. Именно так и может быть реализован поворот от экономики директив к экономике частной инициативы. Тогда, как сказал Титов, можно будет поднять экономический рост, который пока «валяется у нас под ногами».
Но как раз этот едва ли не центральный пункт новой модели экономического развития и вызывает наибольшие опасения. Потому что вопреки надеждам бизнеса ставка все равно делается на госкорпорации. Хотя в недавнем докладе о законотворчестве, подготовленном в Совете федерации, было показано, что эта ставка в первую очередь выводит из-под госконтроля весьма значительные государственные ресурсы. А раз так, то реализация задач, ради которых госкорпорации создаются, вызывает большие вопросы. Особенно если вспомнить, что Путин в своем выступлении на последнем заседании Госсовета вместо дальнейшего развития приватизации предложил шире привлекать частника к управлению госсобственностью. Это в лучшем случае еще один способ крепко привязать частный бизнес к обслуживанию интересов государства, что снижает самостоятельный, в том числе и инновационный потенциал частного бизнеса. А в худшем - создает новую питательную среду для коррупции.
С новым «Потенциалом» Санация кредитной организации вступила в заключительную стадию
В четвертом квартале 2008 года банк «Потенциал» серьезно пострадал в результате кризиса ликвидности. Чтобы предотвратить усиление паники,...