В первом полугодии «АвтоВАЗ» потерял почти 20 млрд рублей По итогам первого полугодия автозавод «ушел в минус» на 19,6 млрд рублей
Вложились не туда
О странной покупке в отчете написано всего несколько строк: «В течение шести месяцев, истекших 30 июня 2009 г., «АвтоВАЗ» приобрел 20% акций ЗАО АКБ «Новикомбанк» за 1 млрд 605 млн руб.». Далее добавлено, что из-за обесценивания инвестиций к 30 июня 2009 года завод потерял 693 млн рублей.
Зачем автозаводу понадобились акции московского банка, в пресс-центре «АвтоВАЗа» комментировать не стали.
В пресс-службе «Новикомбанка» «ВК» сообщили, что 20% акций банка были выкуплены «АвтоВАЗом» в рамках допэмиссии в конце декабря 2008 года. «Это сделка была важна для «АвтоВАЗа» с точки зрения обеспечения финансирования расчетов с дилерами и поставщиками завода, а для нас это означало возможность привлечения дополнительного капитала», - сказали в пресс-службе.
Выкуп акций «Новикомбанка» - адресная помощь банку-партнеру, полагает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
Кстати, это была не единственная финансовая помощь кредитному учреждению. В ноябре 2008 года «АвтоВАЗ» предоставил банку кредит на 1 млрд рублей. «Основные клиенты «Новикомбанка» - компании оборонной промышленности, - отмечает Осадчий. - У «оборонки» в период кризиса обострились проблемы, что могло негативно отразиться на банке. Возможно, эти негативные процессы нашли свое отражение в уценке акций, принадлежащих «АвтоВАЗу».
Антирекорды «АвтоВАЗа»
Объем продаж автомобилей Lada на внутреннем рынке в сентябре (28 109 штук) оказался самым минимальным за всю историю Волжского автозавода после его выхода на проектную мощность. По данным аналитического агентства «Автостат», ежемесячный объем продаж «АвтоВАЗа» до кризиса уверенно держался на уровне от 45 до 65 тысяч машин в месяц (в зависимости от сезона). Отметим, что «АвтоВАЗ» по итогам девяти месяцев реализовал на российском рынке 269 500 автомобилей, что на 43,5% ниже показателя за аналогичный период 2008 года.
Падение продаж вызвало беспрецедентное снижение финансовых показателей завода. Согласно отчетности компании по МСФО, по итогам первых шести месяцев 2009 года выручка завода упала на 46% - до 53,1 млрд рублей. Валовая прибыль сократилась на 89,7% - до 1,3 млрд рублей. В 50 раз увеличился убыток от операционной деятельности - до 18,6 млрд рублей. Чистый убыток вырос в 9,5 раза - до 19,6 млрд рублей.
Компания Ernst & Young LLC, проводившая аудит автозавода, в своем заключении обратила внимание на быстрый рост задолженности: краткосрочные обязательства компании превышают стоимость ее чистых активов на 52,8 млрд рублей (при убытках в размере 19,6 млрд рублей). Это свидетельствует о существенной неопределенности относительно способности завода продолжать свою деятельность в обозримом будущем, подчеркнули эксперты аудитора.
Сам «АвтоВАЗ» в своем отчете тоже соглашается, что ситуация критична: в долгосрочном плане развития автозавода первым пунктом стоит «избежание банкротства». Раньше «АвтоВАЗ» о возможности банкротства даже не заикался.
Нужна помощь
В сложившейся ситуации автозавод видит спасение лишь в помощи государства и бюджетных вливаниях. «АвтоВАЗ» в качестве антикризисных мер предложил государству за счет федерального бюджета компенсировать убытки от январского простоя производства (в первом полугодии - 5,7 млрд рублей), передать мэрии Тольятти все непрофильные активы (это позволит ему экономить до 1,8 млрд рублей в год), предоставить пятилетние льготы по налогу на имущество и землю, стимулировать спрос на автомобили при помощи запуска программы утилизации старых машин, выкупить облигации «АвтоВАЗа» (через ВЭБ), а также предоставить государственные гарантии и субсидии на компенсацию процентов по кредитам в размере ставки рефинансирования (сейчас 10%). На все про все автозавод просит от государства 30 млрд рублей безвозмездно. При этом надо помнить: до сентября 2010 года «АвтоВАЗ» должен погасить кредиты и займы на общую сумму 58,2 млрд рублей.
Без помощи государства «АвтоВАЗу» не выжить, уверен заместитель руководителя агентства «Автостат» Сергей Удалов. «При таком объеме производства, при таком штате сотрудников завод не выживет, - уверен он. - Чтобы работать без убытков, автозавод должен производить 500-600 тысяч автомобилей в год, а не 300 тысяч, как в этом году». Заводу срочно нужны средства на то, чтобы выйти из кризиса: на оплату труда увольняемым рабочим, на расширение модельного ряда, на модернизацию производства и так далее, отмечает эксперт. А дать эти деньги, кроме как государству, некому. При этом коммерческие банки кредитовать «АвтоВАЗ» не будут, считает Удалов.
Старший вице-президент по производству и техническому развитию «АвтоВАЗа» Виталий Вильчик в конце сентября заявил, что в текущем году завод ожидает убытки в размере 35 млрд рублей. «Убытки связаны, в основном, с простоями завода, - говорит Вильчик. - Потери только по фонду оплаты труда с отчислениями составят по этому году больше 8 млрд рублей. Ну и, конечно, постоянные расходы, которые были и есть на заводе: их величина осталась прежней, и эта сумма огромна».
С новым «Потенциалом» Санация кредитной организации вступила в заключительную стадию
В четвертом квартале 2008 года банк «Потенциал» серьезно пострадал в результате кризиса ликвидности. Чтобы предотвратить усиление паники,...