ЛУЧШЕ ПО-СТАРОМУ. БОЛЬШИНСТВО АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ НЕ СМОГУТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ СРАЗУ "УПРОЩЕНКОЙ" ПО ОСАГО
15:47, 27.02.2009
Источник: Прайм-ТАСС
Оформить ДТП без сотрудника ГИБДД и получить выплаты по обязательной "автогражданке" у своего страховщика смогут только владельцы полисов, приобретенных с 1 марта 2009 г. Таким образом прочитали поправки в закон об ОСАГО страховые компании. Сегодня представители Российского союза автостраховщиков /РСА/ сообщили, что это мнение разделяют и независимые юристы. Главный посыл, который был адресован автовладельцам, заключался в том, что в случае малейших сомнений лучше не рисковать и действовать по старой, проверенной временем схеме.
Как ранее сообщал ПРАЙМ-ТАСС, с 1 марта вступают в силу изменения в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Основная идея этих изменений заключалась в облегчении жизни пострадавшим в ДТП.
Напомним, что в случае, если в аварии участвуют 2 транспортных средства, и ущерб причинен только имуществу, оба участника ДТП имеют полис ОСАГО и не имеют разногласий по поводу произошедшего инцидента, то по новым правилам они могут обойтись без вызова на место происшествия сотрудника ГИБДД. Речь идет о так называемом "европейском протоколе. Правда стоит отметить, что максимальный размер выплаты, который сможет произвести страховщик пострадавшему, не превысит 25 тыс руб, поскольку именно такое ограничение установлено в законе. Другая новация, известная как прямое возмещение убытков, заключается в том, что пострадавший в ДТП может обратиться за страховой выплатой в свою компанию, где он приобрел полис, а не в компанию виновника аварии, как это происходит сейчас.
Однако к этим положениям, записанным в законе, стоит добавить еще одну фразу – оба участника ДТП должны иметь полис, выданные после с 1 марта 2009 г.
Стоит отметить, что еще месяц назад автор статьи был уверен практически на 100 процентов, что воспользоваться этими чудо – новациями смогут все без исключения автовладельцы сразу с 1 марта. Тема разделения автовладельцев, на купивших полис до 1 марта и после 1 марта, хоть и обсуждалась в среде страховщиков, но не нашла понимания у госорганов, в частности у Минфина. Надежды страховщиков, что министерство как-то разъяснит, как правильно читать закон, не оправдались. В частных беседах представители Минфина говорили о том, что их позиция заключается в том, что новации распространяются на всех. Не было однозначного мнения на этот счет и в депутатском корпусе. В итоге, по словам вице-президента РСА Андрея Батуркина, союз провел независимую юридическую экспертизу. Ее результаты были получены РСА буквально вчера. "Заключение от Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ подтвердило правильность позиции страховщиков", - сказал он.
А.Батуркин также отметил, что, возможно, законодатель сознательно не прописал четко, на какие полисы будут распространяться нововведения. Фактически до 1 марта граждане при покупке полиса по ОСАГО исходили из собственных соображений, например, близости страховщика к дому или работе, и не задумывались о его платежеспособности и качестве услуг. Это было связано с тем, что полис покупался у одного страховщика, а в случае ДТП возмещение платил страховщик виновного. С 1 марта, по мнению А.Батуркина, граждане будут более осознано выбирать страховые компании, поскольку именно в них в дальнейшем они будут получать страховые выплаты по ОСАГО.
Директор РСА по методологии Владимир Козлов, в свою очередь, отметил, что постепенное вовлечение в новую систему всех автовладельцев приведет к тому, что она будут работать без сбоев, а 100-процентный охват всех автовладельцев будет достигнут ровно через год.
Он также сообщил, что постепенное введение системы позволит сгладить всплеск мошенничества. Кроме того, система вводится в непростой экономической ситуации, а предложенные новации увеличивают финансовую нагрузку на страховые компании, поскольку они должны платить не только по своим полисам ОСАГО, но и по полисам других страховщиков, по сути, кредитуя их.
Стоит отметить, что срок введения "европротокола" и прямого возмещения убытков уже отодвигался по инициативе страховщиков. Ранее планировалось, что эти две системы будут разнесены по времени и прямое возмещение заработает с 1 июля 2008 г, а европротокол - с 1 декабря 2008 г. Перенос сроков введения позволил страховщикам подготовиться к ним более основательно. Однако говорить о полной готовности всех без исключения участников рынка ОСАГО не приходиться. Возможно, именно этот факт и заставил страховое сообщество настоять на фактически поэтапном введении новаций в течение года.
Так, опрос, проведенный ПРАЙМ-ТАСС среди крупных страховщиков, показал, что они декларируют свою готовность к работе в системе, но не доверяют всем страховщикам без исключения. По словам заместителя генерального директора "РЕСО-Гарантия" Игоря Иванова, несомненно, рынком сделано очень много для подготовки к "прямому урегулированию" и введению "европротокола", но до 100 проц готовности еще очень далеко. "Помимо того, что остается открытым ряд технических вопросов /спасибо Минфину - большинство острых проблем уже снято!/, есть еще проблема "незрелости" рынка, на котором немало компаний, за финансовую устойчивость которых я бы не рискнул поручиться", - говорит он.
Опасения страховщиков можно понять, так на прошлой неделе были приостановлены лицензии двух достаточно крупных страховщиков – "Русской страховой компании" и "Русско-Балтийского страхового общества", а сегодня опубликованы приказы об отзыве лицензии у компании "Дженерал-Резерв" и приостановлении лицензии у "Метрополиса". В этом году без лицензии также остались "Генеральный страховой альянс" и "АСТО-Гарантия". Расплачиваться по полисам ОСАГО этих компаний приходится другим участникам рынка, за счет отчисления которых формируется гарантийный фонд Российского союза автостраховщиков.
В заключении стоит отметить, что к призывам РСА стоит прислушаться тем, кто не хочет в итоге остаться у "разбитого корыта". Ведь, если страховой случай будет оформлен без ГИБДД и у автовладельцев окажется "не тот" полис /не с той датой/, страховщик просто откажет ему в выплате и шансов на ее получение просто не будет, если только суд не обяжет страховщика. Хотя последнее будет фактически означать, что страховые компании все-таки неправильно истолковали положения закона. Если же авария будет оформлена сотрудниками ГИБДД, то риски автовладельцев будут минимальны. В крайнем случае, страховщик, продавший полис, отправит своего клиента в страховую компанию виновника ДТП.
|