«ПРОЦЕСС ПОКУПКИ-ПРОДАЖИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ ОЖИВЛЯЕТ РЫНКИ»
Интервью с Дмитрием Кузнецовым
05:47, 28 мая 2010
Автор: Надежда БОЛДЫРЕВА
Рынок купли-продажи готового бизнеса находится в Самаре на стадии зарождения. Развитию рынка способствует появление компаний, предлагающих услуги бизнес-брокериджа, которые выступают информационными и юридическими посредниками между продавцом и потенциальным покупателем. Дмитрий Кузнецов, исполнительный директор Консалтинговой группы «ДСТС Финанс Консалтинг», рассказал порталу sdengami.ru каким образом появление рынка бизнес-брокериджа в дальнейшем будет способствовать развитию экономической ситуации в регионе и поможет банкам в наращивании кредитных портфелей.
- Как выглядит ситуация на рынке продажи готового бизнеса в Самаре?
Нужно разграничивать рынок готового бизнеса и рынок бизнес-брокериджа. Рынок бизнес-брокериджа в Самаре сейчас проходит фазу зарождения, становления. Сейчас в Самаре этим занимается три-пять компаний. То есть всего три компании, включая «ДСТС Финанс Консалтинг», которые считают, что одно из направлений их деятельности – это предоставления услуг в процессе покупки-продажи готового бизнеса. У ряда риэлторских компаний также можно встретить предложения о покупке-продаже готового бизнеса, но они предлагают скорее объекты коммерческой недвижимости, которые могли бы рассматриваться как значительная часть активов будущего бизнеса.
То, что рынок находится в фазе становления, выражается еще и тем, что о самой услуге очень мало знают и покупатели, и продавцы. Очень многие потенциальные владельцы затрудняются сформулировать требования к бизнес-брокеру, объяснить, что именно они ожидают получить в результате этой услуги.
- Правильно ли я понимаю, что бизнес-брокер берет на себя часть ответственности, что бизнес, который он продает, рентабелен?
- Ответственность бизнес-брокера состоит в том, чтобы качественно произвести сделку покупки-продажи бизнеса. Он можем высказать свое мнение насчет эффективности бизнеса, если его спросят об этом. Кстати, одно из свидетельств незрелости этого рынка состоит в том, что крайне редко и продавцы, и покупатели обращаются к бизнес-брокеру с вопросом о том, насколько этот бизнес перспективен.
Бизнес-брокер собирает информацию об объекте продажи, систематизирует ее и представляет в виде инвестиционного меморандума для ознакомления потенциального покупателя. Кроме этого бизнес-брокер участвует в переговорах, связанных с детализацией условий продажи, с прояснением сути объекта продажи, с согласованием позиций сторон по вопросу цены на бизнес и поиска каких-то компромиссов, и собственно оформляет эту сделку как юридическая компания.
- В чем преимущество покупки готового бизнеса по сравнению с организацией нового?
- В принципе каждый выбирает по себе, каким путем ему пойти: создавать бизнес с нуля или купить готовый. Но нужно учитывать, что есть ряд сфер, где открытие бизнеса с нуля – задача более сложная, нежели покупка готового. Прежде всего, это бизнес, работающий на ограниченном рынке. Например, если в районе работает пять парикмахерских и они более-менее прибыльны, это не значит, что шестая парикмахерская, открывшаяся в этом районе, также будет приносить доход. Таким образом, получается, что выход на такой локальный рынок с новым бизнесом не всегда экономически обоснован.
Некоторые организации имеют очень низкую остаточную стоимость, например, многие консалтинговые, инжиниринговые компании, поскольку основным их активом являются сотрудники, их умение работать и их личные связи. Связать подобные активы и брать за него деньги не представляется возможным.
- В какой сфере чаще всего продают бизнес?
- Наиболее ликвидным является самый дешевый бизнес, например, парикмахерские, шиномонтажные, потому что в него проще войти. Совершенно очевидно, что, когда ты покупаешь шиномонтаж, ты можешь рассчитывать на поступление денежных средств буквально со следующего дня, чего нельзя сказать, допустим, о производственной компании. Люди приходящие в производство имеют больший горизонт планирования, нежели те, кто работает в сфере услуг. Производственные компании тоже присутствуют на рынке купли-продажи готового бизнеса, но для того, чтобы они приносили прибыль, нужно решить вопрос со сбытом, с конструкцией, наладить снабжение. Хотя ряд предлагаемых к продаже производственных объектов может интересно вписаться в существующие бизнесы других компаний. Например, у предприятия, деятельность которого прежде была связана только с частным жилищным строительством, появляется возможность приобрести бизнес, связанный, например, с производством пенобетона или пластиковых окон. На рынке представлены небольшие предприятия, которые занимаются производством полуфабрикатов, изготовлением мебели.
- Насколько велик потенциал роста самарского рынка бизнес-брокериджа? Насколько велик спрос на подобного рода услуги?
- Россия постепенно перенимаем систему рыночных отношений с Запада, сначала их осваивает Москва, затем регионы. В тех странах, где рыночные отношения развиты, пребывание в проекте небольшого бизнеса обычно ограничивается пятью-семью годами. Если предприниматель занимается одним и тем же проектом дольше, он либо устает от него, либо получает финансовую возможность для дальнейшего развития и уходит из малого проекта, закрывает или продает его. Поэтому в Европе смена владения малым бизнесом с периодичностью пять-семь лет является нормальной практикой. У нас многие предприятия созданы еще в начале 90-х. Часть из них переросла из малого бизнеса в достаточно крупные организации, но многие не развивались, условно говоря, как была рюмочная, так и осталась.
Процесс продажи-покупки прав собственности оживляет рынки. Из-за отсутствия развитых инструментов перехода из проекта в проект с минимальными затратами или даже с выгодой, рынок лишается экономической мобильности. Пока у нас нет инфраструктуры, устоявшихся процессов, нет правил игры на этом рынке, которые позволяли бы в разумный период времени за справедливую стоимость расстаться с одним бизнесом, чтобы вложить высвобожденные ресурсы в новый. Если бы у нас в городе и области отлажено работали подобные схемы, я думаю, что и динамика развития малых и средних предприятий была бы выше.
Можно ожидать, что с развитием рыночных отношений в Самаре будет расти и спрос на услуги бизнес-брокеров. Потенциал рынка является достаточно значительным. В Самаре порядка нескольких тысяч компаний представляют собой предприятия малого и среднего бизнеса. Уже сейчас каждый день можно увидеть в продаже несколько десятков подобных объектов. Я думаю, что потенциал в несколько сотен объектов, ежедневно предлагаемых к продаже, в Самаре есть.
- Планируете ли вы сотрудничать с банками по вопросу предоставления кредитов на покупку готового бизнеса?
- Здесь очень многое зависит от готовности банков этим заниматься. Я поднимал этот вопрос на недавно проходившем форуме, который касался, в частности, вопросов предоставления кредитов малому и среднему бизнесу. Судя по реакции банкиров, самарский рынок кредитования пока не готов к подобным услугам. Московские бизнес-брокеры уже предлагают заемы на приобретение готового бизнеса в размере от 30 до 50% стоимости сделки, которые предоставляются банками, ориентированными прежде всего на работу с малым и средним бизнесом. Так как Самара перенимает московские процессы, я надеюсь, что скоро подобные продукты можно будет встретить и на нашем рынке.
Получение кредита на покупку готового бизнеса, на мой взгляд, решает сразу две проблемы потенциального владельца. Во-первых, это определенный финансовый рычаг, который позволяет уменьшить объем собственных средств, необходимых для покупки. Во–вторых, согласие банка на выдачу кредитов свидетельствует о целесообразности сделки, в определенной степени гарантирует, что приобретаемы бизнес рентабелен, снижает финансовые риски потенциального покупателя.
В свою очередь банки могут увеличить свой кредитный портфель за счет выдачи заемов на покупку готового бизнеса. Кредитные организации, которые серьезно занимаются работой с малым и средним бизнесом, которые специализируются в этом направлении, которые действительно имеют в своем штате подразделения или сотрудников, которые понимают суть происходящих процессов на рынке малых и средних предприятий, могут скорректировать финансовые риски от подобного рода сделок.
|