АНАТОЛИЙ АКСАКОВ: БАНКНОТЫ НОМИНАЛОМ 100 РУБЛЕЙ СТОЯТ СЕГОДНЯ В РОССИИ 105 – 108 БЕЗНАЛИЧНЫХ РУБЛЕЙ.
15:30, 15.08.2007
Источник: Ассоциация «Россия»
Такова экономика бизнеса по обналичке. Изменить эту ситуацию может только комплекс жестких мер по развитию системы безналичных (карточных) платежей
По словам Президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, выступившего с докладом на II - ой международной конференции «Банковские карты: эффективный бизнес» в Москве, все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда предприятия торговли и сферы услуг сознательно прекращают прием банковских платежных карт с целью увеличения объема наличных денежных средств. Это ведет к росту доли серого оборота, криминального бизнеса, ухода от налогов. В своем выступлении Анатолий Аксаков напомнил, что два месяца назад им были внесены в Думу два законопроекта, содержащие правовые нормы об обязательном приеме платежных банковских карт и направленные на развитие карточной инфрастуктуры. В соответствии с проектом Федерального закона «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право на установление размера среднемесячного оборота организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении денежных расчетов с потребителями за проданные товары, оказанные услуги, выполненные работы [из расчета за шесть последних отчетных месяцев], превышение которого влечет за собой обязанность предоставить потребителю возможность осуществить расчет платежной картой. Принятие данной поправки позволит субъектам Федерации обязывать торговые точки при определенных условиях принимать к оплате платежные карты. Регулярное использование платежных карт способно создать позитивные условия для развития российской экономики, увеличить прозрачность денежных расчетов, повысить уровень ВРП, защитить права потребителей.
Законопроект дополняет также п. 1 ст. 284 НК РФ, в которой устанавливается ставка налога на прибыль. Предлагается предоставить субъектам РФ право понижать ставку налога (в части, зачисляемой в их бюджеты) на один процентный пункт дополнительно к четырем процентным пунктам, по которым такое право им уже предоставлено. Эта льгота может быть предоставлена только тем налогоплательщикам – юридическим лицам, которые принимают к оплате платежные банковские карты.
Впервые на уровне закона, подчеркнул Анатолий Аксаков, мы предлагаем отрегулировать кредитные карты. Рабочая группа Ассоциации региональных банков России, в которую вошли двадцать наиболее активных банков, работающих на этом рынке, на основе проекта Минфина подготовила проект закона «О потребительском кредите». Мы говорим о том, что это должен быть комплексный документ, в котором наряду с заемщиком - потребителем будет защищен и кредитор. В нем вводится понятие эффективного процента, коллекторской деятельности, порядок предоставления информации и работы с проблемной задолженностью. Одновременно поправки вносятся в закон о рекламе ГК, ГПК и УК, Трудовой кодекс и банковское законодательство.
В законе впервые (на уровне закона) дается легальное определение кредитной карты. Кредитная карта – средство доступа к кредиту, предназначенное для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств, предоставленных эмитентом кредитной карты в пределах лимита кредитования и на условиях, установленных в договоре между эмитентом и держателем кредитной карты. Политическая задача момента, подчеркнул глава Ассоциации региональных банков, – повышение доступности финансовых услуг. Она останется недостижимой без распространения механизмов дистанционного оказания финансовых услуг (Branchless banking), в том числе с использованием банковских карт. В июле Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) представило данные о том, какими способами россияне обычно оплачивают регулярные платежи и какие формы оплаты были бы им удобнее.
Так, специальными картами оплаты пользуются 2% респондентов с образованием ниже среднего и 11% с высшим и незаконченным высшим образованием; оплатой через банкомат своего банка - 2% и 8%. Самый характерный способ оплаты для респондентов с высшим и незаконченным высшим образованием - в отделении Сбербанка (57%), для менее образованных опрошенных - в почтовых отделениях (53%-57%). Особое внимание Анатолий Аксаков уделил вопросам финансовой грамотности. Он, в частности, сказал: «Банкиры больше других заинтересованы в ликвидации финансовой неграмотности населения. Мы должны прямо и ответственно заявить – банковский бизнес состоит не в том, чтобы надуть простоватого клиента, а в том, чтобы сформировать класс солидных и активных заемщиков. Ведь именно активные, кредитные операции составляют сердцевину банковского дела. Разработка мер по повышению финансовой грамотности населения стала одной из важных инициатив депутатов и Ассоциации региональных банков России. Настало время перейти к разработке и реализации национальной стратегии, осуществляемой совместно правительством, бизнесом и некоммерческими организациями. Нами уже разработаны конкретные проекты, направленные на сближение потребностей государства, бизнеса и возможностей образования, решающие проблему финансовой грамотности населения. Совместно с международной платежной системой VISA мы запускаем масштабный проект под условным названием «Азбука финансов». Это комплексный медийный продукт, включающий Интернет, телевидение, наружную рекламу и, конечно, печатные СМИ. Одной из его задач, в частности, будет объяснение молодежи потребительских свойств новых финансовых продуктов – банковских карт, кредитов, ценных бумаг. Другими словами, перед нами сейчас стоит триединая задача «Ответственность – Доступность – Грамотность», - заключил Анатолий Аксаков.
|