ВЛАДИМИР ГАМЗА ОЗВУЧИЛ В БЛАГОВЕЩЕНСКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ АССОЦИАЦИИ «РОССИЯ» В СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
11:51, 19.03.2008
Источник: Ассоциация «Россия»
17 марта в г. Благовещенск состоялось совещание руководителей Ассоциации региональных банков России, Главного управления ЦБ РФ и участников Банковского клуба Амурской области, посвященное обсуждению новой редакции Стратегии развития российской банковской системы. От лица Ассоциации «Россия» (которая и разрабатывает новую редакцию Стратегии) в работе совещания принял участие первый вице-президент Владимир ГАМЗА.
«Несмотря на то, что Стратегия развития банковского сектора России, принятая в 2006 году отличалась в лучшую сторону от документа образца 2001 года, – отметил Владимир Гамза, – она по-прежнему носила технический, а не стратегический характер. Поэтому в свете подготовки новой редакции Стратегии необходимо выделить и проанализировать главные проблемы и пути развития российской банковской системы.»
Национальная банковская система должна стать одним из основных инфраструктурных элементов государства, обеспечивающих его суверенитет и безопасность. Для этого системное реформирование банковского сектора должно проводиться на основе стратегии развития, подготовленной совместно с банковским сообществом и согласованной с государственной стратегией социально-экономического развития. Оно не возможно без серьезных целевых государственных инвестиций в кредитную отрасль.
Перераспределение избыточной сырьевой ренты должно быть построено на основе четко проработанной финансовой логистики в рамках единой государственной денежно-кредитной политики и исключительно в интересах национальной экономики. Практика изъятия ее из оборота для размещения за границей, способствует укреплению зарубежных конкурентов отечественных финансовых структур.
Критерием эффективности деятельности регулятора могут служить лишь темп развития банковской системы и ее влияние на экономический рост.
Реформы банковской системы должны быть направлены на преобразование ее из совокупности отдельных организаций в четкую структуру, обладающую потенциалом эффективного саморазвития. Для этого необходимо четко понимать, какие задачи стоят перед банковской системой страны и как их достичь. Важно проводить жесткую антимонопольную политику в банковской сфере, ликвидировать все преференции для отдельных банковских организаций, а также универсальные государственные банки, находящиеся вне конкурентного поля. Чтобы иметь возможность строить планы, банкиры должны быть в курсе планов законодательной и исполнительной власти по реорганизации банковской отрасли.
Необходимо планомерно повышать инвестиционную привлекательность и капитализацию отечественной банковской системы. Для этого следует серьезно снизить административное давление на банки. Предоставляя долгосрочные субординированные кредиты, государство должно помочь поднять капитализацию кредитным организациям, имеющим капитал менее 100 млн. евро. Чтобы исключить злоупотребления, эти шаги должны сочетаться с одновременным ужесточением надзора – вплоть до назначения руководителей службы внутреннего контроля из числа сотрудников Банка России.
Для повышения капитализации банковской системы необходимо также привлекать средства населения. Для этого все банки должны быть преобразованы в открытые акционерные общества, отменен ограничительный контроль за приобретением одним лицом пакета акций объёмом до 5% уставного капитала. Инвестиции частных лиц в капитал кредитных организаций необходимо гарантировать аналогично страхованию вкладов.
Необходимо создать условия для повышение уровня монетизации банковской системы. В банковской системе должны циркулировать все денежные потоки в сфере хозяйственной деятельности. Необходимо стимулировать безналичные расчеты, сделать Расчеты наличными нужно сделать экономически невыгодными, стимулируя, таким образом, безналичные расчеты, что позволит сократить теневой оборот.
Банк России должен обеспечить такую систему рефинансирования и долгосрочного кредитования коммерческих банков, которая позволит им отказаться от привлечения дорогих и краткосрочных пассивов. Российской банковской системе необходим современный организованный рынок межбанковского кредитования, возможность работать на фондовом рынке, с институциональными инвесторами, средствами бюджета и внебюджетных фондов.
Жители любого региона России должны быть обеспечены цивилизованным минимумом недорогих банковских услуг. Для этого необходимо стимулировать развитие банковской инфраструктуры в экономически депрессивных регионах, предоставить банкам определенную самостоятельность в ее формировании, сделать упор не на формальном соблюдения обязательных стандартов, а на страховании ответственности банков. Целесообразно также привести структуру территориальных управлений Банка России в соответствие со структурой федеральных округов.
Законодательство должно эффективно защищать и кредитора и заемщика. Нужна комплексная, опирающаяся на четкую законодательную базу, система мер совместной деятельности правоохранительных органов, частных охранно-детективных предприятий и служб безопасности кредитных организаций по обеспечению банковской безопасности. Целесообразно создать специальную государственную правоохранительную службу по борьбе с преступлениями в финансово-банковской сфере.
Банковское сообщество должно стать равноправным участником процесса реформирования банковского сектора. Любые законодательные и ведомственные нормативные акты должны в обязательном порядке проходить предварительную экспертизу банковским сообществом. Для контроля и оперативной корректировки Стратегии развития банковской системы из профессиональных представителей Федерального Собрания, Правительства, Банка России, иных заинтересованных ведомств и банковского сообщества должна быть организована постоянно действующая Межведомственная комиссия, а также Совет по денежно-кредитной политике при Президенте России.
И наконец, банковской системе России необходима единая национальная саморегулируемая банковская организация полномочный представитель всего банковского сообщества.
|