СБЕРБАНК СТАЛ ЛИДЕРОМ НА РЫНКЕ ИНТЕРНЕТ-ТРЕЙДИНГА
10:15, 04.06.2008
Источник: Ведомости
На рынке интернет-трейдинга сменился лидер. Им стал Сбербанк. Через него на бирже, по информации банка, торгуют 160 000 клиентов. Раньше банк не разглашал эти данные
В феврале зампред правления Сбербанка Белла Златкис рассказывала «Ведомостям», что банк отрабатывает пилотный проект по интернет-трейдингу: «После его завершения и подведения итогов будет принято решение о запуске в эксплуатацию. Думаю, через год-полтора лучшие клиенты получат услугу».
Но выяснилось, что у Сбербанка уже самая большая база клиентов: примерно 160 000 человек на начало года, из них 10 000 — активны (не менее одной операции в течение месяца), рассказал корпоративному журналу Сбербанка директор казначейства Андрей Голиков. Эти показатели позволяют госбанку стать лидером по числу зарегистрированных клиентов, перегнав «ВТБ 24» (134 522), и ворваться в тройку по числу активных счетов — по данным фондовой биржи ММВБ (см. таблицу), в декабре 2007 г. больше клиентов было лишь у «Финама» (12 023) и «Брокеркредитсервиса» (11 913).
Впрочем, по объемам брокерских операций на ФБ ММВБ Сбербанк замыкает вторую десятку, признает Голиков, не называя оборотов. ММВБ публикует только топ-10, в декабре 2007 г. 10-е место занимал «Церих» со 106 млрд руб.
Раньше Сбербанк не раскрывал ни количества клиентов по интернет-трейдингу, ни оборотов, не было их и в ежемесячных рэнкингах ММВБ. «Мы публикуем результаты только тех клиентов, которые дали на это согласие», — поясняет представитель ФБ ММВБ.
Получить комментарии в Сбербанке не удалось.
«…Большая часть наших клиентов ориентирована не на спекулятивные операции, а на средне- и долгосрочные инвестиции», — рассказывает в интервью Голиков. По его словам, в последние четыре года число клиентов ежемесячно увеличивается на 3000 человек.
Особенно высоким приток был во время IPO «Роснефти» — за месяц количество клиентов выросло почти на 8000, замечает Голиков. Другое народное IPO — ВТБ — год назад стало катализатором роста клиентской базы «ВТБ 24» — за май 2007 г. она увеличилась на 118 000 человек.
После IPO «Роснефти» около года ушло на доработку программного обеспечения, говорит Голиков, и теперь клиенты Сбербанка торгуют через разработанную EGAR торговую систему, на которую потрачено $200 000-300 000.
С мая новая услуга предложена активным клиентам, а через пару месяцев станет доступна и остальным. Пока банк обеспечивает доступ только на ММВБ, но в перспективе предложит и торговлю на срочном рынке РТС. Подключиться к услуге можно более чем в 500 отделениях госбанка по всей стране. Со временем Сбербанк будет обслуживать 20-25% биржевых игроков, которые будут делать 5-7% оборотов, строит планы Голиков.
Прирост клиентской базы Сбербанка идентичен «ВТБ 24», констатирует первый заместитель гендиректора «Финама» Игорь Степанян: «На нее повлияли народные IPO — в офисы госбанков устремилась куча желающих купить акции при огромной рекламной поддержке». 10 000 клиентов — достойная цифра, но эффективность базы низка — всего 6%, подсчитал он, приводя в пример «Финам» с его 32%. Вряд ли Сбербанк сможет занять лидирующее положение на рынке интернет-трейдинга, если будет продавать услуги в своих обычных отделениях, считает Степанян: «В очереди на уплату жилищно-коммунальных услуг нельзя создать комфортные условия». Для неопытных инвесторов, которые в основном составляют клиентскую базу Сбербанка, больше подходят паевые фонды, считает гендиректор «Ренессанс онлайн» Максим Малетин.
|