КАЖДОГО ТРЕТЬЕГО ПРОДАВЦА ОДЕЖДЫ В РОССИИ ЖДЕТ БАНКРОТСТВО
08:43, 05.08.2009
Источник: Новости@mail.ru
К концу года закроются треть российских ритейлеров одежды, прогнозируют в Европейском Совете по экспорту текстиля и одежды. Оценки российских экспертов более оптимистичные. Однако для того, чтобы остаться на плаву, ритейлерам придется перейти на более дешевую одежду.
Каждый третий игрок рынка розничной торговли одежды в России к концу 2009 года будет вынужден уйти с рынка, заявил глава Европейского Совета по экспорту текстиля и одежды (EFTEC) Райнхард Депфер (Reinhard Doepfer), сообщает Bloomberg. Таким образом, из сегодняшних 42 тыс. продавцов одежды в России к началу 2010 году останется лишь 28 тыс. игроков.
Столь пессимистичный прогноз эксперт объясняет резким снижением продаж одежды в стране, причина которого стало сокращение расходов населением в результате кризиса.
Меньше одежды
Спрос на одежду и обувь в России начал падать еще в прошлом году. В первом квартале этого года от покупки одежды и обуви отказалось около трети россиян, 15% граждан стали приобретать более дешевые марки, свидетельствуют итоги исследования компании «Комкон».
В марте – июле 2009 года посещаемость торговых центров в Москве снизилась на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, посчитали эксперты компании «Ватком», отслеживающей посещаемость почти 100 московских торговых центров. Это привело к тому, что оборот розничной торговли в целом в России в июне 2009 года снизился на 6,5% по сравнению с аналогичным прошлогодним месяцем, свидетельствуют данные Росстата.
Увидели улучшение Несмотря на снижение объема выпускаемых товаров и услуг, доля розничных компаний в России, чувствующих улучшение экономической обстановки, в апреле-июне этого года начала расти, свидетельствуют результаты опроса Росстата. Так, во II квартале 2009 года число предприятий розничной торговли, отмечающих улучшение экономической ситуации в России, увеличилось до 13% по сравнению с 11% в I квартале.
Разрыв отношений
Неудачи российских ритейлеров уже отразится на их партнерах – производителях одежды в Европейских странах, поставляющих свою продукцию в Россию, отмечает Райнхард Депфер. Так, за первый квартал этого года продажи в России одежды из Германии (является одним из лидеров среди европейских экспортеров одежды) упали на 6%, достигнув 162 млн евро. В дальнейшем ситуация только ухудшится – этим летом, по прогнозам EFTEC, непроданными останутся 35% всей поставленной в Россию одежды из Германии. А объемы заказов российских ритейлеров на осенне-зимние коллекции одежды уже упали на треть.
В результате многие крупные поставщики одежды из Германии уже приостановили работу с 20-30% своих российских партнеров, поскольку те «не удовлетворяют необходимым требованиям для ведения бизнеса», говорит Депфер.
Покупать дешевое
«Платежеспособный спрос на российском рынке одежды существенно снизился, люди стали сокращать непродовольственные расходы, в том числе – на одежду и обувь. В результате продажи ритейлеров одежды сократились на 20-30%», – отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
Однако Депфер скорее говорит об одежде из верхнего ценового сегмента, тогда как потребители сейчас отдают предпочтения более дешевой продукции. Спрос постепенно смещается в средний и низкий ценовые сегменты, отмечает Клягин.
То, что кризис наиболее сильно ударил по рынку люксовых товаров и среднего ценового сегмента, ранее говорила GZT.RU и генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ) Мария Сморчкова. По ее мнению, многие покупатели такой одежды перешли в более низкий ценовой сегмент цен, но по прежнему часто приобретают вещи, тогда как другая часть людей стали реже покупать одежду привычных брендов, но не отказались от нее.
Поэтому, если ритейлеры будут менять свой ассортимент, расширяя линейку предложения за счет более бюджетных марок, то их количество к концу года может не сильно уменьшиться, полагает Максим Клягин. Просто торговать они будут не европейской одеждой, которая сейчас продается в России в 2-3, и даже 5 раз дороже, чем в Европе, а китайской, индийской и вьетнамской.
О том, что прогнозы EFTEC могут и не сбыться, говорят и другие опрошенные GZT.RU эксперты. Основной причиной ухода с рынка продавцов одежды может стать кризис неплатежеспособности, говорит генеральный директор торговой сети «Вещь!» Ольга Еремеева, напоминая, что розница всегда наиболее активно привлекала кредитные ресурсы. Однако, если не начнется вторая волна кризиса или резкая девальвация рубля, массового банкротства ритейлеров одежды к концу года скорее всего не будет, говорит эксперт.
По словам президента московской Fashion Consulting Group Анны Лебзак-Клейманс, могут обанкротится не более 20% российских ритейлеров одежды, сообщает Bloomberg. По ее мнению, часть германских поставок будет заменена на более дешевую одежду из Китая и Турции. «Розничные сети могут сократить число торговых точек, но не станут закрываться полностью»,- говорит Лебзак-Клейманс.
|